Все мы одним миром мазаны

Крестовая (Мироваренная) палатаПоговорка «Все мы одним миром мазаны связана с Крестовой палатой Патриаршего дворца Московского Кремля, построенного в середине XVII века для Патриарха Никона. С упразднением Патриаршества в 1721 году здесь располагалась Московская контора Священного Синода. А в 1763 году Крестовую палату приспособили для варения благовонного миро – особого церковного масла. Сюда из упраздненной церкви Трех святителей перенесли специальный очаг, и с тех пор палату стали чаще называть Мироваренной.

Мироваренная печь сделана в виде креста, облицована натуральным и искусственным мрамором. Внутри – три котла для приготовления мира. В XIX веке над печью была установлена деревянная резная золоченая сень на восьми колонках. В кокошниках сени помещены образы Троицы Новозаветной, имеющей название «Отечество», и 12 апостолов.

На Руси употребление святого мира начинается с принятием Христианства. Церковь использует его в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами. Отсюда происходит и поговорка: «Все мы одним миром мазаны».

Русские монархи удостаивались этой чести вторично, при вступлении на престол, как особые Божии избранники. Отсюда известное выражение о царе – «помазанник Божий». Применяется миро также при освящении вновь построенных церквей.

Первоначально, до середины XV века, на Руси пользовались миром, привозимым из Константинополя. Получив полную самостоятельность от Константинопольского Патриархата, Русская Православная Церковь стала сама приготовлять святое миро. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве и отсюда по мере необходимости рассылалось по всем епархиям и приходам.

В разные времена в состав мира входило от 40 до 75 составляющих. Основу его составляет елей – оливковое масло высшего качества. Добавлялись также разные виды ладана, мастика, богородичная трава (чабрец), фиалковый и имбирный корень, кардамон, мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла, и многое другое.

Торжественный чин мироварения совершался каждые три-четыре года на Страстной неделе Великого поста. Начинался он в Великий Понедельник и заканчивался в Великую Среду вечером. Совершал этот чин обязательно иерарх в сане не ниже епископского в сослужении многочисленного духовенства. Пока варилось миро, прочитывались многие молитвословия и в том числе все четыре евангелия.

Серебряная кадь для хранения мираПосле окончания чина мироварения, готовое миро помещалось для охлаждения в серебряную кадь, подаренную в 1767 году императрицей Екатериной II. Крышку кади венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.

В Великий Четверг, перед Литургией торжественным крестным ходом сосуды с миром переносили в Успенский собор для освящения. Особая роль в этой церемонии отводилась алавастру. Этот удивительной красоты сосуд, инкрустированный перламутром, был привезен на Русь из Константинополя. В нем хранилось древнее миро, которое по капле добавлялось во вновь сваренное, таким образом освящая его.

После чина освящения миро находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви 12 Апостолов в Патриаршем Дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.

Чин Мироварения совершается и в наши дни. Но не в Московском Кремле, а в Донском монастыре, в его Малом соборе, где находится современная мироваренная печь.


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.