Плёс. Музей древнерусской семьи

Главное, к чему стремились создатели Музея древнерусской семьи — показать жизнь наших предков наглядно и правдиво. И для того, чтобы это музей появился на свет, пришлось долго и хорошо потрудиться. В его основу легли результаты 20 лет археологических раскопок в Плёсе, который на сегодняшний день может считаться самым хорошо сохранившимся провинциальным городом домонгольской Руси. А потому у средневековой усадьбы, которую восстановили по данным археологии, есть совершенно конкретный адрес и дата: улица ювелиров плёсского посада, что сгорела во время ордынского нашествия в феврале 1238 года. И если гостям предлагают подержать в руках однолезвийный меч «финского типа», то он, этот меч, представляет собой максимально точное повторение конкретной археологической находки с той самой улицы ювелиров. И ювелирные изделия в мастерской на усадьбе такие, какие производили в XII-XIII веках ювелиры Плёса и какие носили горожане того времени. И детские игрушки того времени, и сковородка, и прялка.

При этом музей, в некоторой степени, универсален. Раскопки в Костроме, Ярославле, Владимире, показывают много общего, что было в жизни малых городов упомянутой эпохи.

Просто — так получилось — домонгольский сохранился лучше и оказался на сегодняшний день лучше изучен. Поэтому для школьников, которые приезжают и из Костромы, и из Ярославля, экскурсия в просто становится уроком краеведения (судя по отзывам, не самым скучным). Ну, а уроки «москвоведения» для юных жителей столицы… — напоминают, что Плёс и Москва, как пограничные городки Ростово-Суздальской Руси, были созданы одним и тем же князем, примерно в одно время. И добровольцы-колонисты для новых поселений набирались, скорее всего, из одного и того же Ростова.

Москвичи — это частые гости. Они и в раскопках неизменно участвовали каждый полевой сезон. Они же стали первыми участниками «Программы выездных учебных дней в Плёсе». Что же до «средневековых» мастер-классов и экспериментальных программ, то подобная работа началась в первый же год существования музея.

В 1999 г. с большим количеством участников и под руководством доктора истор. наук Ю.Б.Цетлина (Институт археологии РАН) был пройден весь цикл создания раннесредневековой керамической посуды: от приготовления специфической гончарной смеси до обжига в специально реконструированной печи. Ручной гончарный круг до сих пор жив, как существует и научно-популярный фильм, снятый в ходе эксперимента специалистами канала «Культура»…

Надо сказать, в создании самого музея приняла участие молодёжь из разных городов России. Гости музея могут увидеть керамический нагревательный прибор, воссозданный москвичом (разумеется, по археологическому образцу), древнюю резьбу и железные изделия, оставленные шуянами и ивановцами.

Мир вещей прошлого необычайно интересен, но плохо отражен в курсе истории для школ и вузов. А между тем, именно он приводит к мысли о таланте и даже гениальности нашего далёкого предка. Взрослых же посетителей особенно интересует духовный мир русских — тот, дохристианский, который представляет собой настоящую, исконную русскую культуру и который всячески очерняется новыми ревнителями былой, средневековой официальной идеологии.

Теперь о самом музее:  деревянная мостовая делит усадьбу на мужскую и женскую половину. Главное место на мужской половине — мастерская хозяина-ювелира. Рядом уголок воина-ополченца, каковым в эпоху средневековья становился каждый горожанин в случае военной опасности. Здесь же необходимые мужчине домашние рабочие инструменты, охотничьи принадлежности, рыболовные снасти. Одна из особенностей музея: кое-что из древних орудий можно попробовать в деле…

На женской половине — кухонная утварь и рукоделия. Здесь можно попробовать размолоть зерно на зернотёрке и даже примерить некоторые дамские наряды того времени.

Практика показывает, что и современные дети, и «ветераны детства» живо интересуются средневековыми игрушками в музейном детском уголке. Буркало, кубарь — правда, надо ещё научиться в них играть. Как и научиться письму на бересте…

Наконец, маленькое домашнее святилище. Домонгольский Плёс был городом ещё не христианским, и об этом подробнее тоже можно узнать и в музее — и в недавно вышедшей книге «Язычество древнерусской провинции», написанной по материалам раскопок в Плёсе, Москве, Владимире, Костроме… Тематическую литературу (можно даже с автографом), а также необычные сувениры «из Древней Руси» мы обязательно предложим Вам после посещения музея.

Если Вас заинтересовала эта экскурсия, просто отправьте заявку на нее


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.