Ипатьевский монастырь

Согласно преданию, Ипатьевский монастырь был основан в начале XIV века родоначальником Сабуровых и Годуновых — татарским мурзой Четом, принявшим христианство и перешедшим на службу к московскому князю. Долгое время эта обитель не особенно выделялась из среды других. Но вот во второй половине XVI века представителям боярского рода Годуновых удалось возвыситься и приблизиться к царскому престолу. На Ипатьевский монастырь, связанный с памятью из предков, стали поступать щедрые пожертвования. Это позволило начать постройку новых зданий, в частности, каменных крепостных стен и башен, каменных жилых корпусов и хозяйственных помещений.

Как свидетельствуют старые записи, первая каменная крепостная стена Ипатьевского монастыря была возведена в 1586 году, при царе Феодоре Ивановиче, по повелению последнего. Древние памятники упоминают в качестве инициаторов крупного строительства в Ипатьевском монастыре также жену царя Феодора, царицу Ирину, ее брата, боярина Бориса Федоровича Годунова (будущего царя) и боярина Дмитрия Ивановича Годунова. В конце XVI века, в 1590 году был возведен и каменный Троицкий собор — главный храм обители. На средства боярина Д.И. Годунова сооружалась в 1603-1605 годах звонница, стоявшая обособленно от храма.

Возведенная в конце XVI столетия каменная крепость Ипатьевского монастыря была подобна другим русским фортификационным сооружениям той эпохи. Достигавшие в высоту шести метров зубчатые стены, круглые или квадратные башни с бойницами, галерея внутри стен (по которой можно обойти все укрепление) — все эти черты свойственны и другим русским каменным крепостям XVI-XVII веков. Каменные укрепления Ипатьевского монастыря дополнялись земляными — рвом и валом. Общая протяженность крепостной стены достигала 500 метров.

Таким образом, костромской Ипатьевский монастырь к началу XVII столетия являлся хорошей крепостью. Однако укрываться за ее стенами в грозное Смутное время довелось не Годуновым, которые в свое время приложили столько старания о устройстве крепости, а напротив, — их политическим противникам.

Уже после смерти Бориса Годунова и Лжедмитрия I, при царе Василии Шуйском, Ипатьевский монастырь был захвачен сторонниками Лжедмитрия II («Тушинского вора»). Опираясь на монастырские укрепления, поляки и русские мятежники осуществили нападения на находившиеся к северу от Костромы территории. Предел этому разбою был положен в 1609 году, когда тушинцев изгнали из Ипатьевской крепости.

Возглавляемые Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским войска очистили тогда от воровских шаек русские северные города. Была снята осада Троице-Сергиева монастыря. Но преодолеть смуту тогда еще не удалось. После внезапной смерти талантливого военачальника М.В. Скопина-Шуйского, начала открытой польской и шведской интервенции, свержения царя Василия Шуйского и приглашения на русский престол польского королевича Владислава страна вновь оказалась на грани катастрофы. Лишь после того как было создано возглавляемое Кузмой Мининым и Дмитрием Пожарским второе земское ополчение; после того как Москва была освобождена от иностранных интервентов, обозначился поворот к выходу из кризиса. Зимой 1613 года на Земском соборе в Москве был избран новый царь — .

Романовы, родственники первой жены Ивана IV — Анастасии, уже при жизни грозного государя вошли в число виднейших бояр. При Феодоре Ивановиче Романовы, являвшиеся племянниками царицы Анастасии и двоюродными братьями нового царя, могли рассматриваться в качестве реальных претендентов на престол в случае бездетной кончины царя Феодора. Однако Борису Годунову удалось оттеснить от власти этих опасных для него политических противников. Романовы оказались в опале.

Кострома. Ипатьевский монастырь. Троицкий собор

Кострома. Ипатьевский монастырь. Троицкий собор

Старший из сыновей Никиты Романова, Феодор, пользовавшийся наибольшим авторитетом в народе, был пострижен в монахи (под именем ) и сослан в отдаленный монастырь. Это закрывало для него возможность в дальнейшем претендовать на царский престол. А в период Смуты , ставший к тому времени митрополитом, вместе с другими русскими посланниками, направленными на переговоры к польскому королю Сигизмунду III, был задержан последним и несколько лет находился в неволе в чужой стране. Но юный сын Феодора Никитича Романова, Михаил, монашеских обетов не давал, и потому путь к русскому царскому престолу для него закрыт не был. Еще после свержения Василия Шуйского патриарх Гермоген предлагал избрать на царство Михаила Романова, но тогда Боярская дума не поддержала его, и было решено пригласить на русский престол польского королевича Владислава. Но к 1613 году стало очевидным, что нужно искать кандидата на престол среди своих соотечественников. Тогда и избрали Романова. Но Михаила не было в столице, так как после освобождения Москвы от польских интервентов он уехал вместе с матерью, старицей Марфой, в свое имение в костромском крае. Из Москвы было направлено посольство к нареченному царю, хотя точных данных о месте его пребывания никто не имел.

Пока в столице решался вопрос об избрании нового государя, Михаил Романов вместе с матерью жил в своем имении — затерявшемся среди костромских лесов селе Домнино. В то время еще шайки поляков находились на русской земле. Очевидно, в одной из таких шаек, промышлявших в костромских краях, стало известно, что Михаил избран на царство и что он находится в селе Домнино. Поляки стали искать проводника знавшего дорогу в это имение Романовых. Тогда костромской крестьянин Иван Сусанин, жертвуя жизнью, завел врагов в противоположную от села Домнино сторону, а к своему господину направил вестника, сообщившего об опасности. Романовы поспешили в костромской Ипатьевский монастырь, за крепкими стенами которого можно было укрыться от разбойничьих шаек. Нареченный царь Михаил и его мать, старица Марфа, жили в бывшем монастырском жилом корпусе, расположенном у западной стены крепости. В Ипатьевском монастыре и застали Михаила Романова направленные к нему из Москвы послы и возвестили ему о его избрании на царство.

С тех пор уже Романовы, возглавившие Русское государство, стали оказывать особое внимание Ипатьевскому монастырю. Цари из этой династии посещали эту обитель, и в Троицком соборе было даже сооружено, по подобию московских кремлевских храмов, специальное место для царя. Впрочем, память о событиях 1613 года не помешала внуку Михаила Романова, Петру I, снять с монастырской звонницы и переплавить (для военных нужд) часть колоколов — насущные интересы государства стояли на первом плане.

В XVII веке в этой обители вновь производятся крупные строительные работы. В 1661 году восстанавливалась часть стены, получившей серьезные повреждения в ходе военных действий в 1609 году.

Стены крепости были надстроены и достигли одиннадцатиметровой высоты. Помимо усиления прежних оборонительных сооружений Ипатьевского монастыря происходило и создание новых. В середине XVII века каменной стеной с тремя боевыми башнями был окружен и соседний, перешедший к монастырю, участок (он получил название «Новый город»). Руководство строительством этой крепости принадлежало старцу Иосифу, работу выполняли местные, костромские каменщики.

Использование Ипатьевской крепости в военных целях приносило монашеской обители немало хлопот. Так, в 1649 году Троицкий собор был разрушен взрывом хранившегося в нем пороха. Пришлось возводить на прежнем основании новый храм. Эти работы были произведены около 1652 года. Построенный тогда в Ипатьевском монастыре каменный пятикупольный Троицкий собор избежал участи своего предшественника. Он существует до наших дней.

Продолжалось в XVII веке создание каменных жилых корпусов и хозяйственных помещений. Была сооружена надвратная церковь во имя святых Хрисанфа и Дарий, но она была снесена и заново перестроена в середине XIX столетия. Производились впоследствии перестройки и некоторых других монастырских зданий, в частности звонницы и проездных ворот.

Но Ипатьевский монастырь знаменит не только связанными с ним яркими событиями из истории страны и славен не только архитектурными памятниками. В этой обители хранилась ценнейшая Ипатьевская летопись — копия, сделанная еще в древности с более раннего списка южнорусского летописного свода.

Если Вас заинтересовала эта экскурсия, просто отправьте заявку на нее


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.