Шептун

Знахарь, как и весь деревенский русский мир, глубоко убежден, что всякая болезнь есть живое су­щество. С нею можно разговаривать, обращаться к ней с просьбами или приказаниями о выходе вон, спрашивать, требовать ответов (не говоря уже о таких, например, болезнях, как кликушество, когда сидящий внутри женщины бес не находит даже на­добности скрываться и, еще не видя приближающе­гося крестного хода или проходящего мимо священ­ника, начинает волноваться и выкрикивать женским языком мужские непристойные ругательства и кабац­кие сквернословия).

Бывают случаи, когда болезни даже олицетворя­ются. Так, самый распространенный недуг, сопровож­дающийся ознобом и жаром и известный под общим именем лихорадки, есть не что иное, как одна из две­надцати дочерей библейского царя Ирода. Знахарь умеет распознать, какая именно в данном случае ов­ладела его пациентом: одна ли, например, ломовая, или трепуха, или две вместе. Он определяет, которая из них послабее, положим, знобуха или гнетучка, чтобы именно с такою-то и начать борьбу. Больной и сам умеет подсказать, гноевая ли это (если лихорадка напала в то время, когда свозили навоз на поле) или подтынница (если болезнь началась, когда усталым он свалился под изгородь в лугах и заснул на мокрой траве).

В том же случае, когда объявлялись сильные боли в крестце или разломило в пояснице так, что не продохнешь, всякий знахарь понимает, что это утин, и что в этом случае надо положить больного животом на порог избы, взять тупой косарь в руки, насекать им спину и вступить с этим утином в переговоры, спрашивая его и выслушивая ответы: «Что рублю?» — «Утин секу». — «Руби гораздо, чтобы век не было» и т.д.

Бесконечное разнообразие знахарских приемов и способов врачевания, составляющее целую науку народной медицины, сводится, в конце концов, к лечению травами.

Знахари и знахарки в деревенской среде считаются людьми, лишь заподозренными в сношениях с нечистою силою, но отнюдь не продав­шими ей свою душу.

Так, например, ночью знахарям нельзя даже сечь огонь в избе или продержать его дольше других без того, чтобы соседи не подумали, что харь готовит зелье, а нечистый дух ему по­могает.

Но, живя на положении подозреваемых, знахари тем не менее пользуются большим уваже­нием в своей среде. Объясняется это тем, что знахарями делаются люди преимущественно старые, одинокие холостяки или старушки-вдовы и престарелые девицы, не сделавшиеся черничками (монашками) потому, что захотели быть лекарками и ворожеями.

Положение подозреваемых невольно делает зна­харей слегка суровыми и очень самолюбивыми и самоуверенными.

Да и подбирается сюда не только народ смышле­ный, но и положительно стоящий выше других на целую голову.

Оттого у знахарей не выходит с соседями ни осо­бенно близкой дружбы, ни хлебосолья, ни откровен­ных бесед: тайна пуще всего им на руку.

Наряду со знахарем пользует больных и бабка-ле­карка. Она, так сказать, дополняет знахаря по той при­чине, что бывают по женской части такие дела, в ко­торые мужчине никак не проникнуть. Бабки-повиту­хи работают вполне независимо, на свой страх и ответ, причем в некоторых случаях им даже отдается предпочтение перед мужчиной-знахарем, так как бы­вают такие болезни, где только женская рука, неж­ная и мягкая, может принести действительную, поль­зу. Так, например, все воспаления глаз всегда и по­всюду доверяются лечению исключительно одних зна­харок: никто лучше их не сдувает бельма, никому так ловко не вдунуть в глаз квасцов, смешанных с яич­ным белком. Сверх того, бабка усерднее знахаря: она забежит к своему больному раза три на день. В ле­чении детских болезней точно так же нет равных зна­харкам, хотя и по «сердечным» делам они не утра­тили заслуженно добытую славу. Они охотно берутся «снимать тоску» с того человека, который лишился любви, но заставить полюбить не могут, так как при­суха — дело греховное и дается только колдунам.

В этом, собственно, и заключается существенная разница между колдунами и знахарями: то, что на­колдуют чародеи, — знахари и знахарки снимут и по­правят.

И слава их в этом отношении так велика, что к ним со всех концов стекаются деревенские люди за помощью.


Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.