Кострома

XX век

Наряду с текстильной промышленностью достаточно быстро в Костромской губернии развивалась деревообработка. Первый в губернии паровой лесопильный завод Линева возник в Костроме в 1859 г. Но до конца XIX века в лесопилении преобладал ручной труд. Механической обработкой дерева в губернии были заняты два катушечно-токарных завода — в Костроме и в Судиславле, обслуживающ их текстильные фабрики. Только к концу XIX века в связи с большим жилищным строительством в Костроме возник ряд заводов по механической распиловке леса.

Особенно быстро пошло развитие лесопильной промышленности в северных уездах после проведения в 1906 г. Вологодско-Вятской железной дороги, которая позволила включить в эксплуатацию громадные лесные богатства севера губернии, удалённые от сплавных рек. Вдоль этой дороги с 1901 по 1912 гг. открылось 15 лесопильных заводов. Весь пиленый материал вывозился в порты Балтийского моря, откуда на пароходах транспортировался за границу (в Англию, Бельгию и др).

Развитие промышленности в основном не изменило аграрного характера экономики губернии. По переписи 1897 г., сельским хозяйством в губернии было занято 79,5 % населения.

Площадь пашни в послереформенные годы неизменно сокращалась. По сравнению с 1860 г. к 1912 г. она сократилась на 12 %. Не все поля засевались: пустыри и недосевы, особенно в озимом поле, в среднем достигали 11 % общей площади пашни.

По урожайности Костромская губерния занимала одно из последних мест среди других губерний. Своего хлеба крестьянам хватало только до середины зимы. Многие крестьяне жили впроголодь. Валовой доход от сельского хозяйства был низок. Основной доход был от полеводства, в том числе от льна и картофеля. Малоплодородные земли, рискованный характер ведения сельского хозяйства в Костромской губернии были одними из тех причин, которые приводили к уходу крестьян на заработки в города. В начале XX века развитие городской жизни в России усилило отход на различные строительные промыслы. Плотники, маляры, бетонщики находили в городах все больший спрос на рабочую силу. Промысловый отход был направлен прежде всего в Москву и Петербург, затем в Сибирь и в низовые губернии, наконец, на местные фабрики и заводы.

Последствия гражданской войны пагубно сказались на социально-экономической и политической жизни Костромской губернии. Валовая продукция костромских фабрик и заводов в 1921 г. по сравнению с 1913 г. сократилась на 70 %, количество рабочих уменьшилось на 30 %.

До 1918 г. Костромская губерния делилась на 12 уездов: Буйский, Варнавинский, Ветлужский, Галичский, Кинешемский, Кологривский, Костромской, Макарьевский, Нерехтский, Солигаличский, Чухломский и Юрьевецкий. В 1918 г. к ним прибавился вновь образованный Ковернинский уезд, большую часть которого составили волости, отошедшие от Макарьевского уезда. Новый уезд был утвержден только на губернском уровне.

Крупнейшей и поистине исторической для костромичей стройкой первой пятилетки было возведение железнодорожного моста через Волгу, жизненная необходимость которого для города назрела еще в конце прошлого века в связи с появлением в 1887 г. железной дороги Нерехта—.

С просьбой к высшему руководству страны о строительстве железнодорожного моста костромичи обратились в декабре 1927 г. И 1 марта 1932 г. газета «Северная правда» в передовой статье восторженно сообщала: «Одержана новая победа. В ночь с 28 на 29 февраля в 2 часа 30 минут левобережная и правобережная части моста сомкнуты…».

Главной стройкой второй пятилетки оставался льнокомбинат системы инженера И. Д. Зворыкина.В 1937 г. комбинат набрал проектную мощность.

Таким образом, в 1920—1930-е гг. Костромской край не совершил рывка в своём развитии. В экономике доминирующими отраслями остались текстильная и деревообрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство, которое традиционно было слабым, не только не окрепло, но в ходе коллективизации и раскулачивания было подкошено. Кострома так и не превратилась в университетский центр, несмотря на создание в 1930-е годы текстильного института.

В апреле 1929 г. решением XVIII губернского съезда Советов Костромская губерния была преобразована в Костромской округ Ивановской промышленной области.

Из-за сложности управления масштабами Ивановской промышленной области в марте 1936 г. она была поделена на две — Ивановскую и Ярославскую.

Определённый шанс краю был предоставлен в 1944 г., когда была образована Костромская область. В состав территории области не вошли наиболее развитые южные части бывшей Костромской губернии — Кинешма, Юрьевец, Варнавин, Ветлуга, но были присоединены территории бывшей Вологодской губернии — Пыщуг, Павино, Вохма, Боговарово, которые составили северо-восточную окраину Костромской области.

В 1965 г. в Костроме началось строительство автопешеходного моста через реку Волгу, который был пущен в 1970 г. В Костроме же в 1986 г. введён в действие автопешеходный мост через реку Кострому.


Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.