Кострома

Расцвет. XIX век

Быстро развивался город и в XIX веке. По численности городского населения занимала 39-е место среди 50 губернских городов Европейской России и по числу жителей превосходила Рязань, Тверь, Калугу.

Рост численности населения шел за счет притока извне. Но исследователи отмечают, что в Костроме – городе с развитой текстильной промышленностью – в 60-70 годах наблюдалась естественная убыль населения. В последующее время, начиная с 90-х годов, намечается незначительный естественный прирост населения.

Отмена крепостного права в 1861 году привела к тому, что в Костромской губернии начался бурный экономический рост, связанный с развитием текстильной промышленности. Уже к началу XX века льняная промышленность в Костромской губернии выдвинулась на одно из первых мест среди губерний Европейской России.

Рост и механизация фабрично-заводской промышленности сопровождались концентрацией производства. В 1858 г. в Костромской губернии числилось 553 фабрики и завода, дававших продукцию на 7,2 миллиона рублей; в 1908 г. сумма продукций предприятий, только подчинённых надзору фабричной инспекции, достигла 104 миллионов рублей.

Наиболее крупным и быстрорастущим предприятием была открытая в декабре 1866 г. льнопрядильно-ткацкая фабрика Третьяковых, Коншина и Кашина под фирмой «Товарищество Большой Костромской Льняной мануфактуры».

Имелись Опалихинская льнопрядильно-ткацкая фабрика Брунова в городе Костроме с 260 рабочими и Чернореченская льнопрядильня Симоновой со 132 рабочими; льнопрядильно-ткацкая фабрика Брюханова в Нерехте с 1407 рабочими; бумаготкацкая фабрика Савельева и Кожина в Нерехте с 488 рабочими; бумагопрядильно-ткацкая фабрика бельгийского Анонимного общества в Костроме с 1609 рабочими.

По своей структуре костромские фабрики в основном относились к предприятиям, вырабатывающим продукцию в законченном для потребителя виде. Кроме сбыта внутри страны, полотно нашло широкий сбыт на европейских рынках.

Росту промышленности способствовало развитие в губернии водных путей сообщения. В пятидесятых годах XIX векa возникло большинство крупнейших акционерных пароходных обществ реки Волги и её судоходных притоков. В начале 60-x по рекам Волжского бассейна ходило около 220 пароходов. Волжская водная магистраль с развитием пароходства обеспечивала костромским фабрикантам дешёвую доставку сырья из далёких районов и сбыт продукции на Нижегородскую ярмарку, на Кавказ, в Персию и другие отдалённые рынки.

В 1887 г. через территорию губернии была проведена железная дорога Нерехта—Кострома, а в 1906 г. — Северная железная дорога.

Характерной особенностью развития фабрично-заводской промышленности было крайне неравномерное размещение предприятий по территории губернии. В подавляющем большинстве фабрики и заводы были сосредоточены в юго-западных уездах губернии — Костромском и Нерехтском, Кинешемском и Юрьевецком. При этом фабрики располагались не только в городах, но и в фабричных сёлах. Кроме того, развитие промышленности шло односторонне, в основном за счёт текстильного производства, которое преобладало в губернии.

Несмотря на развитую речную транспортную инфраструктуру, отсутствовали шоссейные дороги, которые связывали бы отдалённые населённые пункты друг с другом и с экономическим центрами. Сам губернский центр Кострома оказался оторванным от железнодорожной системы страны: железную дорогу довели лишь до правого берега Волги. Необходимо было строить железнодорожный мост через Волгу и пролагать железнодорожные пути дальше — через Кострому на Галич.


Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.