Триумфальная арка

В середине 1814 г. к торжественной встрече возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном I русских войск у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную арку каменной.

Составление проекта поручили архитектору О.И.Бове. Помощниками были талантливые скульпторы И.П.Витали и И.Т.Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора.

Торжественная закладка арки состоялось 17 августа 1829 г. В основании будущего памятника была доска с надписью: «Сии триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г., — растянулась на 5 лет из-за недостатка денежных средств. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали (бывшей улицы Горького — Ленинградского проспекта — Ленинградского шоссе). была разобрана, богатое скульптурное убранство арки 38 лет хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В.Щусева (на территории Донского монастыря).

В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Скульпторы-реставраторы, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента арки. Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с воинскими атрибутами.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной одежды Триумфальных ворот.

6 ноября 1968 г. замечательное творение обрело вторую жизнь. Лицевой стороной сооружение обращено к въезду в столицу на Кутузовском проспекте, рядом с Поклонной горой. Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн коринфского ордера. Колонны были заново отлиты по образцу единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн размещены литые фигуры воинов в античных мантиях, но в древнерусских кольчугах, со щитами и копьями.

Над фигурами воинов укреплены горельефы: «Изгнание французов» (изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены) и «Освобождение Москвы» (русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором Георгий Победоносец, поражающий дракона, правую руку протягивает императору Александру I, одетому в богатое платье римского цезаря). По всему периметру карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Поверх арки — колесница Славы с шестеркой коней. В колеснице стоит крылатая богиня Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком. Над проезжей частью по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Одна включает слова М.И.Кутузова, обращенные к русским воинам в конце 1812 г. На другой повторен текст закладной доски. Имена создателей, история сооружения и возобновления арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки. Стены арки облицованы белым камнем. Общая высота сооружения — 28 м.

Вернуться на главную страницу

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс